Поэма

Поэма

ПОЭ́МА — 1) Литературный жанр. Эпическая П. — центральная разновидность жанра — крупная повествовав форма. Чаще всего имеет стихотворную организацию, иногда в пределах нац. традиции фиксированную метрически (гекзаметр, александрийский стих) или строфически (терцины, октавы), изредка пишется ритмизованной прозой. Разделяется на героическую П., воспевающую значительное, длительное и представленное как процесс событие, обычно имеющее общенац. или вселенский смысл, и комическую П., к-рая пародирует героическую посредством бурлеска или замены тематики на противоположную.

Лирическая П. — крупная бесфабульная стихотв. форма. Разделяется на описательную и дидактическую. Эпическая и лирическая П. стремится к созданию объективной и многогранной картины мира.

Лиро-эпическая П. — осложненная фабулой крупная лирическая форма, иногда с элементами драмы (драматическая П.), или расширенная баллада, повесть в стихах (новеллистическая П.).

В России не произошло окончат. циклизации ср.-век. эпических песен, поэтому не было нац. традиции П. В системе нормативной лит-ры 18 в. П. считалась высшим жанром, поэтому А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов и др. пробовали создать нац. эпопею, ориентируясь на античную и западную П. 16—18 вв. В сер. 18 в. появляются сначала стихотворные переложения франц. романов (В. К. Тредиаковский), затем популярные комические П. В. И. Майкова, И. Ф. Богдановича, И. П. Котляревского, соединившие бытописание с пародией на классический эпос. Канонические героические П. на русском мат-ле создал М. М. Херасков. В нач. 19 в. благодаря эпигонству архаистов эта традиция П. пресеклась, но переводы Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским П. Гомера стали лит. события ми. В кон. 18 — нач. 19 в. развивались описательная, дидактическая (Херасков), сказочная П., связавшие традиции былин, оссианизма и шутливого эпоса (Херасков, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин). В 20—30-е гг. 19 в. под влиянием Байрона прежние виды П. вытесняет лироэпическая. Появляются романтические П. с исключительными героями, романтическим конфликтом, "вершин ной" композицией, субъективным тоном повествования (Пушкин, Е. А. Баратынский, И. И. Козлов, М. Ю. Лермонтов) и шутливые новеллистические П. (Пушкин, Лермонтов). Интерес к прозе, усиление реалистических тенденций в 1830—40-е гг. приводит к созданию бытовой П. в прозе ("Мертвые души" Н. В. Гоголя), многостильной, синтези рующей смешное и серьезное, сатирический, лирический и дидактический взгляд на русскую жизнь, а также к насыщению серьезным, даже трагическим ("Медный всадник" Пушкина) содержанием новеллистической П. Эта разновидность жанра стала госодствующей в сер. 19 в. (А. Н. Майков, И. С. Тургенев, Н. П. Огарев, А. А. Григорьев, Н. А. Некрасов, А. А. Фет), приближаясь по построению и тематике к бытовой психологической повести писателей, вышедших из натуральной школы. В 1860—70-е гг. распространяется пародийная П.-фельетон (Д. Д. Минаев, В. П. Буренин) и сатирическая П. (Некрасов). Обращение к фольклору позволило Некрасову возродить и обновить эпическую П. ("Мороз, Красный нос" и др.), моделируя цельный народный взгляд на мир путем разностильного освещения бытового сюжета. Во 2-й пол. 19 в. возрождается и романтическая фило-софско-эстетическая (А. К. Толстой) и философско-психологич. (А. Н. Апухтин) П., иногда сниженно-ироническая (Я. П. Полонский). Бытописательная П. кон. 19 в. (К. К. Случевский) в творчестве символистов стала насыщаться философским содержанием и лиризмом (Н. М. Минский, Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб). У К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой и иных поэтов нач. 20 в. лиро-эпическая П. почти утратила фабулу. 20 в. — кризис и разрушение жанра П. в России. Авангардные П. В. В. Маяковского, Велемира Хлебникова, М. И. Цветаевой, Н. Н. Асеева и пр., подобно "малым" П. 19 в., отличаются от лирических стихотворений обычно не структурой, а лишь объемом. Лишь у А. А. Блока, реже — у Маяковского, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого субъективное переживание реальности достигает остроты, порождающей эпически обобщенный образ. Фабульная лиро-эпическая П. 1920—30-х гг. (Э. Г. Багрицкий, В. Н. Инбер, П. Н. Васильев, Б. П. Корнилов) — обширная баллада, осложненная лирическими рассуждениями и ассоциативными описаниями. Комическая П. за редкими исключениями (И. Л. Сельвинский, А. Т. Твардовский и пр.) в 20 в. почти не представлена. В сталинскую эпоху одним из центральных жанров стала героическая П. на историч. (К. М. Симонов) и современные (А. Я. Яшин) сюжеты, построенная по строгим канонам и имеющая идеологич. задание, но не давшая значит. художеств. достижений. Патриотический подъем военных лет способствовал возрождению П., к-рая все же, несмотря на свой эпический тон, маскируется под лирический дневник (О. Ф. Берггольц) или сборник новелл ("Василий Теркин" Твардовского, продолжавшего в целом традиции Н. Некрасова). В послевоенный период развивается лишь лиро-эпическая с сильно ослабленной фабулой и особенно лирическая П. разных видов: патетическая, медитативная и др. (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Д. С. Самойлов). Предпринимались опыты драматической (И. А. Бродский, Самойлов) и прозаической П. (В. В. Ерофеев).

2) Небольшая инстр. пьеса для фортепиано или струнного смычкового инструмента с сопровождением, сочетающая повествовательность с лирико-драматич. экспрессией. Нередко имеет дополняющие жанр. определение программные названия, характеризуется свободой построения. Эти признаки роднят П. с ее жанровым прообразом — симф. поэмами Ф. Листа. В рус. музыке блестящие образцы фп. соч. в этом жанре дал А. Н. Скрябин ("К пламени", "Сатаническая поэма").

3) Эл-т названия нек-рых крупных хоровых или вок.-инстр. соч., подчеркивающий, помимо указания на наличие поэтич. текста, лирикоэпич. характер замысла композитора ("10 поэм для хора" Д. Д. Шостаковича, "Поэма памяти Сергея Есенина" Г. В. Свиридова).


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Синонимы:

Смотреть что такое "Поэма" в других словарях:

  • Поэма — (греч. poiein «творить», «творение»; в немецкой теоретической литературе термину «П.» соответствует термин «Epos» в его соотнесенности с «Epik», совпадающем с русским «эпос») литературный жанр. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА. Обычно П. называют большое… …   Литературная энциклопедия

  • Поэма —     ПОЭМА слово греческое и таит в себе древнее значение «творение, создание» и не потому только, что она повествует о делах, «творениях» людских, но и потому, что сама она есть «действо песенное», «обработка песен», их объединение. Отсюда и… …   Словарь литературных терминов

  • ПОЭМА — (греч., этимол. смотр. предыд. слово). Эпическое произведете, содержание которого составляет событие, характеризирующее быт народа или часть его, какой нибудь общественный слой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПОЭМА — [по], поэмы, жен. (греч. poiema творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие нибудь крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма… …   Толковый словарь Ушакова

  • поэма — ы, ж. poème m. <гр. poiema творение. Комедия. Желательно было бы, чтобы автор к дарованию своему присоединил осмотрительность в сочинении планов для будущих своих поэм, и тогда, может быть, драматическия творения его послужили бы обогащением… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПОЭМА — (греч. poiema) 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) Илиаду , Одиссею , Песнь о Роланде , что генетически указывает на эпическую… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПОЭМА — (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) Илиаду , Одиссею , Песнь о Роланде , что указывает на эпическую природу… …   Современная энциклопедия

  • поэма — См …   Словарь синонимов

  • Поэма — (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой  называли монументальный героический эпос (эпопею) ”Илиаду”, “Одиссею”, “Песнь о Роланде”, что указывает на эпическую… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Поэма — ПОЭМА, один из центральных жанров поэзии Л., важный для понимания рус. романтизма в целом. За период 1828 41 Л. создал ок. 30 П. Сам же он опубл. три П.: «Песню про...купца Калашникова» и «Тамбовскую казначейшу» в 1838, «Мцыри» в 1840. «Хаджи… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ПОЭМА — ПОЭМА, ы, жен. 1. Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера. П. Пушкина «Цыганы». 2. перен. О чём н. возвышенном, прекрасном. П. любви. П. весны. | прил. поэмный, ая, ое …   Толковый словарь Ожегова

Книги

Другие книги по запросу «Поэма» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»